Вчера попалась новость об убийстве одного из мафиозиев Монреаля Francesco Del Balso, на которого уже до этого было два покушения. Его автомобиль был бронированный, он носил бронежилет и у него была охрана. Но его это не уберегло.
После этого я нашел еще информацию о разборках мафии ранее.
Для легендарной монреальской мафии, о боссах которой даже снимали фильмы в Голливуде, наступили тяжелые времена. Преступность, как и все в мире, сегодня глобализируется. Приобретают влияние все новые и новые группировки: из Вьетнама, Китая, с островов Карибского моря… На смену «доброй старой» организованной преступности, славящейся своей иерархией и своеобразным «кодексом чести», приходит преступность, скажем так, неорганизованная, когда члены различных уличных банд легко переходят из одной в другую и даже бравируют тем, что могут промышлять сами по себе, без прикрытия какой-либо влиятельной «Каморры».Преступный мир живет по законам сетевых технологий (networking). Старомодные гангстеры с сигарами, штиблетами и прилизанными волосами ушли в прошлое.
Один из таких легендарных столпов местного преступного мира сгинул в Монреале на прошлой неделе. 20 мая, в четверг, 70-летний Паоло Ренда (Paolo Renda), зять монреальского «крестного отца» Вито Риззуто (Vito Rizzuto), возвращался домой в особняк около бульвара Гуэн (Gouin). Однако до дома он так и не добрался. Супруга (сестра Вито Риззуто) обнаружила его автомобиль неподалеку. Стекла в нем были опущены, а ключи остались в замке зажигания. Женщина сообщила в полицию, подозревая, что мужа похитили.
Паоло Ренда еще 10 лет назад был совершенно неуязвим, пользуясь статусом одного из пятерых безусловных главарей монреальской мафии. Новости о его исчезновении прогремели как гром среди ясного неба не только для клана Риззуто, некогда считавшегося самым могущественным в Канаде, но и для обычных представителей итальянской общины. Это для нас, чужаков, имена главарей монреальской мафии звучат экзотично, напоминают о голливудских мизансценах. А для многих итало-канадцев ничего захватывающе-зловещего в них нет. Соплеменники главарей преступного мира считают разговоры о господстве мафии чуть ли не дискриминацией по этническому признаку. Для них люди вроде Риззуто или Ренды – столпы общины, филантропы, уважаемые граждане и символы стабильности. На их похоронах полно скорбящих. О таких покойниках вспоминают только хорошее.
Именно так было в самом начале января на похоронах Николо (Nicolo) Риззуто, убитого в укромном уголке монреальского квартала Нотр-Дам-де Грас 28 декабря прошлого года. Убийцу так и не нашли. По словам свидетелей, это был чернокожий мужчина в обычной одежде. Николо Риззуто считался наследником в руководстве монреальской мафии. Он был старшим из троих сыновей Вито Риззуто, местного «крестного отца», который сейчас отбывает 10-летний срок в тюрьме в Колорадо. Вито был арестован в Монреале в 2004 году, а в 2006 году экстрадирован в США. В ходе судебного процесса он признал себя виновным в рэкете, то есть, косвенным образом в убийстве трех конкурентов-гангстеров в Бруклине в 1981 году.
С 2004 года, после потери харизматичного лидера, каким был Вито, для семьи Риззуто начались сплошные неприятности. По неофициальным историческим справочникам, этот клан верховодит в Монреале с 1984 году. Получается, что срок владычества одной династии в местной мафии составляет примерно 20 лет, что опровергает известное выражение «Мафия бессмертна». Очень даже смертна, если не может постоять за себя ни перед полицейскими, ни перед конкурентами с Карибов или из Юго-Восточной Азии.
В ноябре 2006 года канадские органы правопорядка осуществили громкую операцию «Колизей», взяв под стражу около 90 членов монреальской мафии. Начались судебные процессы, на которых старые гангстеры предпочитали признавать себя виновными по сравнительно скромным статьям: «принадлежность к организованной преступной группировке» и т.п. Аналогичную тактику избрали пятью годами ранее члены байкерских банд «Hell’s Angels», «Rock Machine» и пр. Полицейские арестовывали их сотнями, конфисковывали их особняки и автомобили. Для них даже построили специальный тюремный корпус на бульваре Гуэн, совмещенный с залом суда. Судебные процессы проходили как по шаблону: рокеры признавали себя виновными в принадлежности к банде (эта статья лишь незадолго до того появилась в местном уголовном кодексе) и шли в тюрьму на 5-10 лет: играть в приставки «Playstation» или потеть на тренажерах, кому как нравится.
В начале 2000-х годов байкерские группировки в Монреале были обезглавлены. В середине 2000-х годов настал черед итальянской мафии. Мафиози попадали в тюрьму по тем же статьям. Они получали максимум по 15 лет (именно такой срок назначили 56-летнему Франческо Аркади, считающемуся одним из пятерых боссов местной «каморры»). Николо Риззуто-старшего, которому уже 86 лет, не стали сажать в тюрьму, а выпустили на поруки. Против престарелого мафиозо, который, однако, полностью сохраняет активность и был, например, на похоронах своего внука, открыли несколько других дел: по обвинению в вождении в нетрезвом виде в 2005 году и по обвинениям в уклонении от уплаты налогов в 1994-95 годах. В общем, из «криминальной легенды» окончательно перевели его в разряд «средних канадцев», для которых подобные судебные превратности – обычное дело. Сейчас, когда стало известно об исчезновении Паоло Ренды, адвокат Риззуто-старшего смог даже убедить судью, что тот не может присутствовать на собственном процессе из соображений безопасности и по хрупкости своего здоровья. Разбирательство по делу о вождении в нетрезвом виде, казалось бы, совершенно рутинное, во второй раз отложено.
Паоло Ренда — верный друг Ризутто-старшего. Кроме того, Ренду характеризуют как едва ли не самого спокойного и безобидного из всех монреальских мафиози. Этот человек будто бы всегда стремился разрешать конфликты мирным путем и вообще приобрел репутацию модератора. К тому же, в течение многих лет местные гангстеры используют его в качестве легитимного «фасада». С 1977 года у Ренды своя строительная компания, свой офис, кроме того, он владеет недвижимостью, которую сдает легальным фирмам и ресторанам. Есть у него и один мотель в Монреале. За всю свою жизнь Ренда вступал в противоречия с законом всего дважды. В первый раз – в далеком 1972 году, когда его признали виновным в поджоге принадлежащей ему парикмахерской с целью получить страховку. Опять же, банальнейшее преступление! Наконец, уже в ходе операции «Колизей» Ренда был арестован и приговорен к 6 годам тюрьмы за принадлежность к организованной преступной группировке и владение краденым. Его выпустили в феврале после отбытия двух третей срока (он находился в предварительном заключении с 2006 года). Выход на свободу сопровождался строгими условиями, так как полиция подозревала, что Ренда сможет отомстить за смерть Николо Риззуто. Произошло, однако, с точностью до наоборот: в опасности оказался сам Ренда (если, конечно, он не инсценировал собственное похищение, чтобы «уйти на дно»).
Еще до громкого исчезновения Паоло Ренды в марте в Монреале произошла перестрелка в одном из бутиков Старого Города. Погибли двое, еще двое были ранены. Полиция считает, что этот инцидент – месть за гибель Николо Риззуто. Вскоре после кровавой стычки власти закрыли один из городских стрип-клубов, владельца которого подозревали в близости к Риззуто. Мол, это было сделано ради безопасности посетителей. Предостережения в данном случае не бывают излишними. Когда в Монреале шла война двух байкерских группировок «Hell’s Angels» и «Rock Machine», ее жертвами стало немало случайных людей. Похожая ситуация сложилась в последние несколько лет в Торонто, где воюют молодежные банды. Под их пули попадают мирные граждане, в том числе дети. Не хотелось бы, чтобы в Монреале разборки между различными мафиозными кланами привели к подобному всплеску насилия.
Кто стоит за убийством Николо Риззуто и исчезновением Паоло Ренды, полиция не знает. Возможно, это итальянские же конкуренты стремятся занять место во главе местной мафии, оставшееся свободным после того, как Вито Риззуто на несколько лет переехал жить в Колорадо. Возможно, это члены уличных банд, которые прошлой осенью и зимой поджигали буквально одно за другим итальянские кафе на севере и востоке Монреаля, стремясь, не иначе, запугать итальянскую общину. Полицейские ждут мести со стороны Риззуто, чтобы стало ясно, кого же винить в этих преступлениях. Однако некогда могущественный клан, судя по всему, настолько захирел, что даже не в силах наказать обидчиков.
После всего этого прочитанного я понял, что здесь происходит все то, что у нас происходило в 90-х. Лучше бы я ничего не читал. Вспомнилась одна поговорка: «Меньше знаешь - лучше спишь»